О фарфоре

автор Дмитрий Скворцов

Свою работу OLGA BELIKOVA Studio начала в 2013 году с производства изделий из фарфора. Со временем проект вырос - от создания отдельных предметов декоративно-прикладного искусства до производства малых тиражей эксклюзивных авторских подарков из фарфора и других благородных натуральных материалов. 

В производстве фарфора от OLGA BELIKOVA используются классические технологии малого мануфактурного производства. Все изделия создаются вручную. Процесс производства тиража включает в себя не менее десятка различных производственных этапов и занимает срок от 2 недель до 4 месяцев. Введение каждого нового предмета в линейку изделий марки требует порядка 4 месяцев, включая начальный этап создания эскизов и финальную упаковку готового фарфора. 

Тираж ограничен: каждая модель выпускается в количестве, не превышающем 100 экземпляров. Каждый предмет снабжен карточкой-сертификатом с указанием порядкового номера в тираже. Когда тираж произведен полностью, формы разрушаются, а модель отправляется в архив. 

Авторские изделия, созданные по индивидуальному заказу, выпускаются в единственном экземпляре. После производства формы уничтожаются и дальнейшее воспроизводство модели становится невозможно.

Badpeople

Вadpeople - это отдельная линия бренда OLGA BELIKOVA, созданная специально для творческого сотрудничества с другими художниками, дизайнерами и профессионалами в различных областях декоративно-прикладного искусства и дизайна. 

Что такое фарфор?

Фарфор – это смесь природных минералов, обработанная при высокой температуре. Базовые компоненты фарфора - каолин, кварц и полевой шпат. Количественное соотношение основных компонентов и добавок определяет сорт фарфора и его физические и эстетические характеристики. Фарфор – самый высококачественный, дорогостоящий и изысканный вид керамики.

Как делают фарфор?

  • Сырьё. Производители сырья чаще всего поставляют фарфор в виде глиноподобной массы в брикетах различной формы. Смесь разбирается на мелкие фрагменты, заливается водой и в течение нескольких дней перемешивается и фильтруется до образования однородной жидкой густой литейной массы, или шликера. В приготовленный таким образом шликер добавляются присадки. Они позволяют придать шликеру качества, наиболее удобные для производства конкретного вида изделий. Благодаря добавкам шликер может стать более вязким, более пластичным, более густым и т.д.
  • Модель. Художник создает модель будущего изделия. Для производства модели могут использоваться любые непористые твердые материалы: различные виды пластика, резины, силикона и других современных составов. Наиболее традиционный материал для производства моделей – гипс, покрываемый лаком на спиртовой основе.
  • Форма. Когда модель готова, с нее снимают форму из гипса. Форма состоит из двух и более частей, или кусков. Конфигурация формы тщательно продумывается таким образом, чтобы было удобно и безопасно ее разбирать и доставать из нее отливку. Готовую гипсовую форму хорошо просушивают.
  • Отливка. Когда шликер и форма подготовлены к работе, начинается отливка. В гипсовую форму заливается шликер. Сухой гипс начинает впитывать из шликера воду, и на внутренней поверхности формы образуется плотный слой фарфора, так называемый черепок. Для каждого изделия необходима своя толщина черепка: например, у чашек стенка бывает тонкая и хрупкая, у скульптур – более толстая и прочная. Мастер-литейщик следит за толщиной черепка, и, когда набирается достаточная толщина, сливает оставшийся жидкий шликер из формы.
  • Разбор формы. Спустя некоторое время, когда изделие внутри формы подсохнет, форму разбирают и из нее извлекают отливку. На этом этапе сырое изделие пластично, ему можно придавать ту или иную форму, присоединять к нему его части, маркировать штампом производителя. После просушки фарфор обрабатывают: удаляют технологические излишки, шлифуют, придают законченный вид.
  • Утельный обжиг. Часто в производстве используют так называемый утельный обжиг. Это первичный обжиг фарфоровых изделий при низких температурах (до 800 градусов по Цельсию). Благодаря утельному обжигу изделие становится более прочным. Настолько, чтобы его можно было расписывать подглазурными красками и покрывать глазурью. Вместе с тем, изделие остается достаточно пористым, чтобы впитать эти материалы и удерживать их в поверхности во время финальных обжигов уже при высоких температурах. Фарфор после утельного обжига приобретает шершавую фактуру и розоватый цвет.
  • Роспись подглазурными красками. Подглазурные краски наносятся на поверхность до покрытия изделия глазурью. Они отличаются жидкой водянистой консистенцией и мгновенно впитываются в пористую поверхность утельного фарфора. Поэтому художник лишен возможности исправить оплошность. Если во время работы он допустил ошибку, изделие выбраковывается. По этой причине качественная подглазурная роспись считается проявлением высокого мастерства автора.
  • Глазуровка. Глазурь – это разведенные в воде мельчайшие частицы стекла. Во время обжига частицы тают и сплавляются друг с другом, образуя на поверхности фарфора тонкий стеклянный слой. Глазурь может быть прозрачной или цветной, глянцевой или матовой, однотонной и равномерной или с декоративными эффектами. Утельное изделие, покрытое подглазурной росписью или без нее, подвергается глазуровке одним из двух способов. В первом случае изделие опускают в большую ёмкость с сырой разведенной глазурью. Во втором – глазурь напыляют в специальном боксе с помощью краскопульта. Сухая пористая поверхность впитывает влагу из жидкой глазури, в результате чего твердые частицы оседают на стенке изделия тонким слоем. Процедура глазуровки требует от мастера особого опыта и внимания: слишком толстый слой глазури может во время обжига стечь с изделия на полку печи, слишком тонкий слой не покроет поверхность равномерно. Качественная глазуровка дает ровномерную глянцевую поверхность.
  • Обжиг. Полностью готовые к обжигу изделия устанавливаются на полки из жаропрочных материалов и помещаются в печь. Печи бывают газовые (на крупных заводах) и электрические (на малом производстве), различных объемов: от 30 до 200 и 500 литров. Печи программируются на определенный температурный цикл с поэтапным нагреванием до 1250 градусов по Цельсию, выдержкой при заданной температуре и постепенным охлаждением. Полный цикл обжига может занимать от 8 до 36 часов. Продолжительность зависит от материалов, из которых сделаны изделия, от их размеров и количества, а также от цели автора.
  • Брак. У производств различного масштаба стандарты качества противоречат друг другу. Потёки, воздушные пузыри, трещины, неравномерный слой материала в массовом конвеерном фабричном производстве могут считаться браком. Крупные фарбики и заводы стремятся свести процент выбраковываемых изделий к минимуму с помощью крупного мощного оборудования, поточного метода и других средств, доступных большому предприятию. В малом мануфактурном фарфоровом производстве – напротив: подобные эффекты свидетельствуют об уникальности изделия, о ручном труде, примененном в его производстве, об индивидуальном подходе к каждому предмету коллекции. Чем больше у изделия своих неповторимых особенностей, тем больше у его будущего владельца уверенности в том, что он обладает действительно неповторимой вещью.
  • Надглазурная роспись. Этот вид росписи наносят на готовое изделие, прошедшее глазуровку и высокотемпературный обжиг. В работе используют специальные порошкообразные надглазурные краски, которые разводятся скипидаром, скипидарным маслом, специальными растворителями. Эти краски - один из самых капризных живописных материалов. Поэтому надглазурная роспись – один из самых сложных видов живописи. Краски наносятся в несколько слоев. Перед нанесением каждого следующего слоя изделие обжигают при 800 градусах. В результате одна расписная тарелка претерпевает до 5-7 обжигов. Кроме того, в росписи используют так называемые люстровые краски – препараты золота и платины, а также краски, дающие при обжиге радужный перламутровый и другие эффекты. 

Каким бывает фарфор?

Фарфор бывает…

бисквитный, или неглазурованный. Это фарфор, не покрытый в процессе производства глазурью. Поверхность бисквитного фарфора остается матовой или приобретает приглушенный сатиновый блеск при обжигах на высоких температурах.

глазурованный – это фарфор, в процессе производства покрытый прозрачной или цветной глазурью.

с комбинированной глазуровкой – когда, при помощи специальной технологии, часть изделия покрывается глазурью, а остальная поверхность остается бисквитной, или неглазурованной; обычно комбинированная глазуровка говорит о применении в процессе производства тонкой ручной работы.

утельный – или полусырой, прошедший первичный низкотемпературный обжиг при температуре не выше 800 градусов по Цельсию.

с подглазурной росписью – это фарфор, который расписывают специальными быстро впитывающимися красками и после этого покрывают глазурью или оставляют бисквитным и обжигают при высоких температурах до 1250 градусов.

с надглазурной росписью – когда роспись специальными надглазурными красками наносят на обожженное изделие, покрытое глазурью.

высококачественный, благородный – когда изделие отливается из дорогих сортов фарфора: parian, montblanc, костяного и других; допускается небольшое количество технологических присадок для усиления пластичности, вязкости, литейности и других качеств, необходимых для производства конкретных изделий.

менее высококачественный, или с добавлением менее дорогостоящих компонентов, в результате чего химических состав фарфора приближается к фаянсу и аналогичным сортам керамики.

белый; каждый сорт белого фарфора благодаря самобытному составу отличается своими особенностями; например, parian содержит большое количество частиц стекла, которые при обжиге плавятся и придают готовому изделию чуть прозрачную фактуру.

цветной; в белый фарфор добавляют специальные пигменты, которые придают готовому изделию тот или иной оттенок.

черный; из всех цветных видов фарфора считается самым высокохудожественным. Ведущие фарфоровые бренды повторяют многие свои модели из традиционного белого фарфора в черном цвете. Черный фарфор зачастую стоит дороже и тиражи изделий из черного фарфора часто бывают ограничены.

Последние статьи